Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

 

 

 

 

 

 

И из них одних убьют, а других изгонят.

 

 

 

 

 

 

Если Меня гнали, будут гнать и вас.

 

 

 

 

 

 

Разинули на меня пасть свою;
ругаясь бьют меня.

 

 

 

 

 

 

Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

 

ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ
Ян Гус

Приводимый исторический документ представляет собой не последовательную и строгую запись хрониста, а второпях написанные письма другу. Поэтому естественно, что эти послания страдают некоторыми погрешностями. Кроме того, подлинников писем на латинском языке не сохранилось, (все, что имело отношение к Яну Гусу и гуситскому движению, церковная реакция на протяжении столетий варварски уничтожала.) а переводы их вольно или невольно искажались переписчиками. Автор писем - Поджо Браччолини (1380-1459)-известный итальянский гуманист, один из первых собирателей древних рукописей. Будучи секретарем папской курии, он едет из Констанца в Прагу с поручением вручить Яну Гусу приглашение прибыть на собор и вместе с ним возвращается в Констанц. П. Браччолини был не только очевидцем, но и участником бурных заседаний Констанцского собора по делу Яна Гуса. Его выступление на соборе говорит о том, что Браччолини вначале осуждал Яна Гуса,
а узнав его ближе, встал на его защиту.

Сильно билось мое сердце.., когда я встал из-за обеденного стола и собирался снова идти в храм. Я уже предчувствовал осуждение этого, чешского священника. Я согласился бы, кажется, тогда потерять глаз, руку,- а... то и самую жизнь, лишь бы предотвратить свое участие в прибытии Гуса на собор... я... сильно почитаю и люблю Гуса... Мы отправились в храм... Поднялся [со своего места] председатель собора, несколько раз поклонился королю и собравшимся отцам и прочел имена всех, имевших право голосовать... Кроме короля, их оказалось 88 лиц... Врагам Чеха [Гуса] хотелось сегодня же непременно [без помехи] достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой... В строгом порядке по старшинству [сана и] лет, месяцев и даже дней возраста голосовали ответами "да" или "нет" на следующие три пункта:

1. Еретик или не еретик Иоанн Гус из Гусинца в своих учениях и новшествах? 2. Имеют ли право собравшиеся во имя папы и короля отцы собора присудить Гусу наказание? 3. Какого именно наказания заслуживает Гус оскорблением папы и святейшего таинства (евхаристии)'? На первый вопрос отозвался 51 голос в положительном смысле, т. е. что Гус - еретик. На второй вопрос столько же. На третий вопрос: 30 голосов отозвались в том смысле, что Гус не заслуживает никакого наказания; 10 голосов-за наказание церковным покаянием и 45 отцов подало свой голос за осуждение Гуса на смерть, если он не отречется от всего, что говорил в течение многих лет и открыто учил против церковных установлении. После этого председатель собора предложил Гусу отречься от всего этого; но тот Чех [Гус], поднявшись, громко возгласил: "Я не намерен отступать от своего учения и веры..." Также и Сигизмунд [император] настоятельно и строго предложил Чеху отречься от своего учения. Тогда Гус стал на колена...

Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее: "Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга-их-основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды-знает бог!" После того поднялся страшный крик: посыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосований... Голосование происходило следующим порядком: сначала голосовали курфюрсты и их представители; затем князья, архиепископы, епископы. Далее представители краев и городов.-.. Сигизмунд, выслушав окончательный результат, побледнел и затрясся, как будто бы должен был произнести приговор над самим собою: он знал, что от него зависели свобода и жизнь Гуса. Гробовое молчание воцарилось под сенью храма, когда отзвучала последняя речь, и Сигизмунда спросили: "Ваше величество император! Каково будет ваше окончательное решение: за учение Гуса или против? Признаете ли вы его еретиком, заслуживающим смерти?.." Вопрошаемый взволнованным голосом ответил так: "Продолжаю утверждать, что Гус - еретик и по праву вполне заслуживает смерти сожжением, если не отречется..." Тогда Гус мужественно спросил: "Ваше императорское величество, ужель вы можете так поступить в унижение своей короны и немецкой чести? Ужель сами уничтожаете свою охранную грамоту, утвержденную вашей печатью и подписью, беря на свою голову преступление и вероломство? Не о моей жизни речь, но о вашем честном имени..." "Я действительно обещал тебе, еретик, безопасный проезд, но только сюда, а это ты получил. Обратного же пути я не обещал... Твое требование неосновательно. Тебя осудил собор большинством голосов". Так ответил Сигизмунд.

Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса. Послания магистра Иоанна Гуса, с. 254-272, 282-284.

ОСУЖДБНИЕ И СОЖЖЕНИЕ МАГИСТРА ЯНА ГУСА
(Из "Гуситской хроники") Автор "Гуситской хроники" - Лаврентий (по-чешски Вавржинец) из Бржезовой (ок. 1370-после 1437) родился недалеко от Кутной горы, в деревне Бржезовой, в небольшом имении своих родителей. Закончив Пражский университет, 'Лаврентий стал служить при чешском королевском дворе. В это время он знакомится с учением Яна Гуса и становится его последователем. В 1419 г., находясь на городской службе Нового Города Пражского', Лаврентий непосредственно оформляет различную гуситскую документацию и ведет эту работу вплоть до 1434 г. "Гуситская хроника" охватывает события с 1414 до начала 1422 г. и служит основным источником по истории гуситского движения. Она тем более Ценна, что подлинные документы гуситов, как уже отмечалось, почти не сохранились.

Автор хроники очень подробно описывает все события. Мы узнаем ' Новый Город Пражский - самостоятельная часть Праги, возникшая в XIV в. как ремесленный центр на правом берегу Влтавы. у него и о возникновении Табора, и и битвах гуситов с крестоносцами, и о походах таборитов, и о знаменитых Яне Желивском и Яне Жижке и др. Отмечая большое значение данной хроники, следует, однако, учесть, что Лаврентий принадлежал к зажиточному бюргерству и разделял взгляды умеренных. Поэтому и хроника его отражает воззрения представителей гуситского центра, гуситского пражского бюргерства. И еще в 7-й день месяца июня, а это был 6-й день недели... в 11 часов совершенно затмилось солнце, так что нельзя было совершать богослужения без свечей. Это был знак того, что затуманилось солнце правды - Христос - в сердцах многих прелатов, злопыхавших против магистра Иоанна Гуса, вскоре после этого осужденного собором на умерщвление.

Итак, в субботу, через неделю после дня апостолов Петра и Павла, или, иначе, в 6-й день месяца июля, магистр Иоанн Гус, утвержденный бакалавр священной теологии, муж славной жизни и чистых нравов, верный проповедник евангелия христова по ложному показанию свидетелей.., а также и по настоянию короля венгерского Сигизмунда, Констанцским собором был приговорен к смерти, после того как ему даже не было предоставлено никакой аудиенции для оправдания себя, как следовало бы сообразно с его невинностью. Будучи осужден несправедливо, он был на общем собрании самого собора лишен священнического сана и передан в руки светских властей. Он был выведен из города Констанца и на некоем лугу привязан цепями и веревками к столбу, сделанному наподобие острого кола, воткнутому в землю, и обложен вязанками соломы и дров; он был поглощен пучиной огня, радостно возглашая: "Иисусе, сын бога живого, помилуй мя..."

После его сожжения, чтобы не сохранилось на земле никаких от него останков, даже самый прах его брошен был для 'унижения богемцев в поток Рейна, протекающего там невдалеке... Лаврентийиз Бржезовой. Гуситская хроника. М., 1962, с, 32-34.

   
 

 

 

Hosted by uCoz