Приводимый исторический документ представляет
собой не последовательную и строгую запись хрониста, а второпях
написанные письма другу. Поэтому естественно, что эти послания
страдают некоторыми погрешностями. Кроме того, подлинников
писем на латинском языке не сохранилось, (все, что имело
отношение к Яну Гусу и гуситскому движению, церковная реакция
на протяжении столетий варварски уничтожала.) а переводы
их вольно или невольно искажались переписчиками. Автор писем
- Поджо Браччолини (1380-1459)-известный итальянский гуманист,
один из первых собирателей древних рукописей. Будучи секретарем
папской курии, он едет из Констанца в Прагу с поручением
вручить Яну Гусу приглашение прибыть на собор и вместе с
ним возвращается в Констанц. П. Браччолини был не только
очевидцем, но и участником бурных заседаний Констанцского
собора по делу Яна Гуса. Его выступление на соборе говорит
о том, что Браччолини вначале осуждал Яна Гуса,
а узнав его ближе, встал на его защиту.
Сильно билось мое сердце.., когда я
встал из-за обеденного стола и собирался снова идти в храм.
Я уже предчувствовал осуждение этого, чешского священника.
Я согласился бы, кажется, тогда потерять глаз, руку,- а...
то и самую жизнь, лишь бы предотвратить свое участие в прибытии
Гуса на собор... я... сильно почитаю и люблю Гуса... Мы
отправились в храм... Поднялся [со своего места] председатель
собора, несколько раз поклонился королю и собравшимся отцам
и прочел имена всех, имевших право голосовать... Кроме короля,
их оказалось 88 лиц... Врагам Чеха [Гуса] хотелось сегодня
же непременно [без помехи] достигнуть своей цели, потому
что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой...
В строгом порядке по старшинству [сана и] лет, месяцев и
даже дней возраста голосовали ответами "да" или "нет" на
следующие три пункта:
1. Еретик или не еретик Иоанн Гус из
Гусинца в своих учениях и новшествах? 2. Имеют ли право
собравшиеся во имя папы и короля отцы собора присудить Гусу
наказание? 3. Какого именно наказания заслуживает Гус оскорблением
папы и святейшего таинства (евхаристии)'? На первый вопрос
отозвался 51 голос в положительном смысле, т. е. что Гус
- еретик. На второй вопрос столько же. На третий вопрос:
30 голосов отозвались в том смысле, что Гус не заслуживает
никакого наказания; 10 голосов-за наказание церковным покаянием
и 45 отцов подало свой голос за осуждение Гуса на смерть,
если он не отречется от всего, что говорил в течение многих
лет и открыто учил против церковных установлении. После
этого председатель собора предложил Гусу отречься от всего
этого; но тот Чех [Гус], поднявшись, громко возгласил: "Я
не намерен отступать от своего учения и веры..." Также и
Сигизмунд [император] настоятельно и строго предложил Чеху
отречься от своего учения. Тогда Гус стал на колена...
Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить
следующее: "Я не могу отречься ни от одного положения, написанного
мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то,
что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели.
Присяга-их-основа всего зла; все высказанное ими не имеет
и тени правды-знает бог!" После того поднялся страшный крик:
посыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосований...
Голосование происходило следующим порядком: сначала голосовали
курфюрсты и их представители; затем князья, архиепископы,
епископы. Далее представители краев и городов.-.. Сигизмунд,
выслушав окончательный результат, побледнел и затрясся,
как будто бы должен был произнести приговор над самим собою:
он знал, что от него зависели свобода и жизнь Гуса. Гробовое
молчание воцарилось под сенью храма, когда отзвучала последняя
речь, и Сигизмунда спросили: "Ваше величество император!
Каково будет ваше окончательное решение: за учение Гуса
или против? Признаете ли вы его еретиком, заслуживающим
смерти?.." Вопрошаемый взволнованным голосом ответил так:
"Продолжаю утверждать, что Гус - еретик и по праву вполне
заслуживает смерти сожжением, если не отречется..." Тогда
Гус мужественно спросил: "Ваше императорское величество,
ужель вы можете так поступить в унижение своей короны и
немецкой чести? Ужель сами уничтожаете свою охранную грамоту,
утвержденную вашей печатью и подписью, беря на свою голову
преступление и вероломство? Не о моей жизни речь, но о вашем
честном имени..." "Я действительно обещал тебе, еретик,
безопасный проезд, но только сюда, а это ты получил. Обратного
же пути я не обещал... Твое требование неосновательно. Тебя
осудил собор большинством голосов". Так ответил Сигизмунд.
Все были столь разгорячены, что ломали
столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь
удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако,
возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было,
противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить
в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать
из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим
на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже
дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса. Послания
магистра Иоанна Гуса, с. 254-272, 282-284.
ОСУЖДБНИЕ И СОЖЖЕНИЕ МАГИСТРА ЯНА
ГУСА
(Из "Гуситской хроники") Автор "Гуситской хроники" - Лаврентий
(по-чешски Вавржинец) из Бржезовой (ок. 1370-после 1437)
родился недалеко от Кутной горы, в деревне Бржезовой, в
небольшом имении своих родителей. Закончив Пражский университет,
'Лаврентий стал служить при чешском королевском дворе. В
это время он знакомится с учением Яна Гуса и становится
его последователем. В 1419 г., находясь на городской службе
Нового Города Пражского', Лаврентий непосредственно оформляет
различную гуситскую документацию и ведет эту работу вплоть
до 1434 г. "Гуситская хроника" охватывает события с 1414
до начала 1422 г. и служит основным источником по истории
гуситского движения. Она тем более Ценна, что подлинные
документы гуситов, как уже отмечалось, почти не сохранились.
Автор хроники очень подробно описывает
все события. Мы узнаем ' Новый Город Пражский - самостоятельная
часть Праги, возникшая в XIV в. как ремесленный центр на
правом берегу Влтавы. у него и о возникновении Табора, и
и битвах гуситов с крестоносцами, и о походах таборитов,
и о знаменитых Яне Желивском и Яне Жижке и др. Отмечая большое
значение данной хроники, следует, однако, учесть, что Лаврентий
принадлежал к зажиточному бюргерству и разделял взгляды
умеренных. Поэтому и хроника его отражает воззрения представителей
гуситского центра, гуситского пражского бюргерства. И еще
в 7-й день месяца июня, а это был 6-й день недели... в 11
часов совершенно затмилось солнце, так что нельзя было совершать
богослужения без свечей. Это был знак того, что затуманилось
солнце правды - Христос - в сердцах многих прелатов, злопыхавших
против магистра Иоанна Гуса, вскоре после этого осужденного
собором на умерщвление.
Итак, в субботу, через неделю после
дня апостолов Петра и Павла, или, иначе, в 6-й день месяца
июля, магистр Иоанн Гус, утвержденный бакалавр священной
теологии, муж славной жизни и чистых нравов, верный проповедник
евангелия христова по ложному показанию свидетелей.., а
также и по настоянию короля венгерского Сигизмунда, Констанцским
собором был приговорен к смерти, после того как ему даже
не было предоставлено никакой аудиенции для оправдания себя,
как следовало бы сообразно с его невинностью. Будучи осужден
несправедливо, он был на общем собрании самого собора лишен
священнического сана и передан в руки светских властей.
Он был выведен из города Констанца и на некоем лугу привязан
цепями и веревками к столбу, сделанному наподобие острого
кола, воткнутому в землю, и обложен вязанками соломы и дров;
он был поглощен пучиной огня, радостно возглашая: "Иисусе,
сын бога живого, помилуй мя..."
После его сожжения, чтобы не сохранилось
на земле никаких от него останков, даже самый прах его брошен
был для 'унижения богемцев в поток Рейна, протекающего там
невдалеке... Лаврентийиз Бржезовой. Гуситская хроника. М.,
1962, с, 32-34.